Штрихи к портрету ученого

Штрихи к портрету ученого

Евгений Алексеевич Корнилов – ученый, публицист, писатель, драматург (1940 – 2003 г.)


6 декабря 2003 г. не стало Евгения Алексеевича Корнилова – известного в нашей стране и за ее рубежами специалиста в области истории и типологии журналистики, новейших средств массовых коммуникаций, местной и национальной прессы, методологии исследования журналистики. Наверное, теперь при упоминании его имени у каждого, знавшего его, возникает свой образ, «свой Корнилов».

Родился Евгений Алексеевич Корнилов 3 июля 1940 г. в г. Ростове-на-Дону. Окончив в 1962 г. историко-филологический факультет РГУ, он на всю жизнь связал себя с этим университетом: работал сначала ассистентом, потом старшим преподавателем кафедры журналистики, поступил в аспирантуру. Защита кандидатской диссертации, посвященной теме искусства в печати Дона 1920 – 1925 гг., успешно прошла в Москве в 1971 г. В Спецсовете МГУ в 1987 г. Е.А. Корнилов защитил и докторскую диссертацию «Печать Дона и Северного Кавказа 1917 – 1925 гг. Историко-типологический аспект».

В 1972 г. он стал заведующим кафедрой истории журналистики, которую возглавлял более 20 лет. Под руководством Евгения Алексеевича на кафедре сформировалось научное направление «Местная и национальная печать Дона и Северного Кавказа», объединившее десятки исследователей прессы. По инициативе Е.А. Корнилова и при его активном участии было проведено несколько научных конференций, посвященных истории и современному развитию СМИ региона, изданы коллективные сборники и монографии, защищены кандидатские диссертации. Он являлся главным редактором «Филологического вестника РГУ», заместителем председателя редколлегии журнала «Известия вузов. Северо-Кавказский регион» (Серия общественные науки).

В 1987 г. профессор Е.А. Корнилов был избран деканом факультета филологии и журналистики РГУ. На этом посту он проявил большие организаторские способности, сплотив вокруг себя команду единомышленников, придав развитию факультета новое качество. Возглавляемый Евгением Алексеевичем факультет стал одним из ведущих российских научно-учебных центров и самым крупным в южно-российском регионе. Именно декан был инициатором и непосредственным участником большинства важнейших начинаний – перехода на новую многоуровневую систему подготовки специалистов, открытия новых специальностей и специализаций, внедрения новых образовательных технологий и т.д. Своей работоспособностью он заражал и других. Одним из важных личностных качеств Е.А. Корнилова являлось умение работать с людьми, создавать особую атмосферу доброжелательности и уважения ко всем – маститым ученым и студентам-первокурсникам, видя в каждом личность и помогая максимально раскрыться ее потенциалу.

Евгений Алексеевич был не только научным руководителем, но и настоящим Учителем для множества своих студентов и аспирантов, которые работают сейчас в разных уголках России и за рубежом. Оратор, прекрасно владеющий аудиторией, убедительный, артистичный и тонкий рассказчик, он неизменно вызывал интерес, где бы ни выступал – в стенах родного факультета или в учебных аудиториях Вены, Дортмунда, Будапешта, Катовице, Саар-Брюкена, Нью-Йорка и т.д. С первой же лекции он заставлял слушать, затаив дыхание, зачастую возникало изумление от контраста между скукотой программных тем и учебников и блеском того, что он из этого создавал. Лекции Евгения Алексеевича подробно записывались, поскольку четко продуманная методика помогала создавать хороший конспект. При этом он был начисто лишен гонора и самоуверенности. С людьми старше себя по возрасту и положению вел себя скромно и совершенно естественно, сочетая дистанцию и необходимую требовательность с человечностью. Неравнодушный человек, воспитатель и педагог он призывал своих учеников быть честными специалистами, людьми, готовыми всегда прийти на помощь другим.

Евгений Алексеевич Корнилов был человеком ярким, творческим, многогранным. Одним из его пристрастий был театр. И не случайно поэтому театральная критика, театральная жизнь в целом занимали в его исследованиях и публицистике такое важное место многие годы. В конце 60-х – начале 70-х он был буквально поглощен театром. Большой интерес представляют его исследования по истории ростовского театра, ростовских театральных журналов 20-х гг.; бесчисленные рецензии на театральные постановки во всех ростовских изданиях – «Молоте», «Комсомольце», «Вечернем Ростове» и журнале «Дон», выступления по радио и телевидению. Все ростовские театральные критики, включая Браиловского и Немирова, и все ведущие актеры ждали серьезных, взвешенных, профессиональных рецензий Евгения Корнилова. При этом требовалась еще и тонкая дипломатия, чтобы не нарушить хрупкого равновесия в отношениях между людьми искусства. Его увлечение театром имело и более конкретное воплощение – знаменитый «МОСТ» (студенческий сатирический театр), где Корнилов был художественным руководителем, организатором и вдохновителем, автором идей и текстов.

Особое место среди написанного Е.А. Корниловым занимают и художественно-публицистические произведения. Он – не только автор многих сатирических рассказов и миниатюр, но и серьезный литератор, лауреат нескольких литературных премий. В последние годы плодотворно работал в области драматургии, его пьесы «Последний день атамана Каледина», «Африканские страсти, или Эвтаназия в Нор-Нахичевани», «Нехорошая судьба» принесли автору заслуженную победу в литературном конкурсе им. В.А. Закруткина.

Признанием заслуг Е.А. Корнилова в развитии театрального искусства и культуры в целом стало избрание председателем Ростовского отделения российского Фонда культуры. Это произошло в трудное для страны и города время. Насколько было возможно в условиях развала отечественной культуры он поднял эту организацию на серьезный общественный уровень. Другой не менее сложной работой было руководство Союзом журналистов Дона, который ему пришлось возглавить после выборов на областной конференции. Федеральные руководители, приехав, удивлялись: как это без денег организация существует и на российском уровне заметна.

Более подробно следует сказать о его месте в науке. Период исследования театра и вообще донской культуры (серия серьезных работ Е.А. Корнилова посвящена творчеству Мартироса Сарьяна, Николая Погодина, Александра Фадеева, Мариуса Петипа и др.) сменил этап изучения: национальной и местной печати Северного Кавказа, ее особенностей. По этой тематике  Корнилов руководил работами многих северокавказских исследователей из Нальчика, Махачкалы, Владикавказа (тогда – Орджоникидзе), Ставрополя, Краснодара, Ростова и Ростовской области. Были изданы сборники научных работ, монографии, проведены межрегиональные научные конференции. Сам Корнилов издал солидную монографию: «Советская печать Дона и Северного Кавказа». Работая в сфере журналистики, он воспитывал в студентах глубокое уважение к публицистике, поднимая ее престиж в государстве. Изучением местной прессы он занимался и на польской почве, где во время творческой кмандировки в Силезском университете организовал широкие исследования, провел Международную конференцию по местной прессе и журналистике (Катовице, 1985), издал сборник тезисов, а затем сборник научных работ на немецком, польском и русском языках. Одновременно с этим созрело еще одно научное направление: «Типология журналистики». Необходимость в нем возникла в связи с тем, что в многочисленных исследованиях печати, проводимых десятки лет, не учитывались важнейшие элементы и критерии, связанные с особенностями типа издания, Е.А. Корнилов определил основные направления исследований по типологии, поставил их анализ в качестве исследовательской задачи ряду своих аспирантов и соискателей, опубликовал серию статей в журналах и сборниках. В результате образовалась научная школа по типологии журналистики, включающая историю и теорию типологии. Были опубликованы десятки работ, защищено более двадцати диссертаций. Затем Корнилов организовал впервые в стране выпуск нескольких сборников научных работ: «Типология периодических изданий», «Типология журналистики» и другие, которые сразу стали широко известны не только в России, но и за ее пределами. Работы по типологии ростовской школы исследователей – одни из наиболее цитируемых в научной литературе по теории и истории журналистики. Следующее направление Е.А. Корнилова – «Новейшие средства современных коммуникаций». Он первым стал читать одноименный курс студентам, написал серию работ, которые воплотились в солидную обобщающую монографию «Журналистика на рубеже тысячелетий» (Ростов, 1999 г.). Быть всегда таким, как он, – умным, ироничным, красивым, интеллигентным, вряд ли удастся кому-нибудь другому. Пожалуй, это невозможно. Но надо стремиться к идеалу. Многое из того, о чем он говорил, навсегда осталось в памяти, потому что лучше трудно сказать. Не зря его называли бриллиантом в интеллектуальной прослойке Ростова.

Е. Г. Гежа

(ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2004. № 1)