Тулупов Владимир Васильевич

Тулупов Владимир Васильевич

Фамилия, имя, отчество.

Тулупов Владимир Васильевич.

Дата и место рождения.

 Родился 8 августа 1954 года в г. Уфе.

Членство в творческих Союзах?

Член Союза журналистов России, Член Союза писателей России.

Какое образование Вы получили? Что предопределило выбор профессии?

Учился в школах № 75 и № 118, а также в детской художественной школе № 1 г. Уфы. Чуть ли не с первого класса стал редактором стенной газеты класса. Выбор факультета (в 1971-1976 годах обучался на филологическом факультете Башкирского государственного университета; квалификация «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы») был связан с тем, что там открылась специализация «Журналистика». В прессе – с 1972 года (корреспондент, художник, заместитель ответственного секретаря, ответственный секретарь, редактор в уфимских и воронежских газетах). С 1975 г. стал штатным сотрудником областной молодежной газеты «Ленинец». В 1976 году был направлен стажёром-исследователем на кафедру теории и практики журналистики филологического факультета Воронежского государственного университета. В 1977-1979 гг. – аспирант очного отделения кафедры теории и практики журналистики филологического факультета ВГУ. В 1979 году перевёлся на заочное отделение и вернулся в Уфу, где продолжил работу в редакциях газет.

Наличие ученых степеней. Когда и где состоялись защиты Ваших кандидатской и докторской работ? Какова была тема? Кто был научным руководителем кандидатской?

Кандидатскую диссертацию защитил в 1982 году в МГУ («Оформление молодежной газеты. Теория и практика (на материале областных газет РСФСР)» (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Колосов Горислав Валентинович). Параллельно с работой в СМИ («Ленинец», «Вечерняя Уфа», «Уфимская неделя», «Деловой человек», Башкирское журналистское агентство) стал преподавать на филологическом факультете Башкирского государственного университета (ассистент, старший преподаватель, доцент, заместитель декана). В 1990 году переехал с семьей в Воронеж, где по конкурсу занял должность заведующего кафедрой теории и практики журналистики факультета журналистики Воронежского государственного университета. В 2000 году защитил докторскую диссертации в Кубанском государственном университете по теме «Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философско-психологический и творческий аспекты)».

В 2001 году присвоено учёное звание профессора.

Какие события Вашей жизни Вы считаете важными?

Василий Макарович Шукшин в ответ примерно на такой же вопрос ответил, что для человека главными являются три события: рождение, свадьба и смерть… И не только в его, но и в жизни близких и дорогих ему людей.

Кто оказал влияние на формирование Вашего мироощущения? Ваши пристрастия и антипатии в журналистике.

Самые первые – родители, и прежде всего – отец, работавший учителем математики и физики, но писавший прозу, рисовавший, любивший петь. Он – фронтовик – рано ушёл из жизни, в сентябре 1964-го, успев отнести мои рисунки в детскую художественную школу. Затем – Ольга Васильевна Кацерик. Она – библиотекарь школы-восьмилетки – вела драматический кружок, в котором я дважды становился лауреатом республиканского конкурса художественной самодеятельности. Она влюбила нас в театр, о котором я потом много писал в газетах. Валерий Георгиевич Сесюнин – первый учитель журналистики в университете. И много-много других, включая друзей, которые мне дали необычайно много как в профессиональном, так и в человеческом плане (об этом я написал в книге «Это было недавно, это было давно…»).

О пристрастиях в журналистике также трудно говорить, потому что всю жизнь занимаюсь историей, теорией и практикой публицистики, которая богата не просто талантами – глыбами. Конечно, ближе всего та, которая  творилась на твоих глазах, та, которую создавали ученики Алексея Аджубея, Михаила Ненашева.  

Где и когда была Ваша первая публикация в печати? Что это было за издание?

Первую заметку об учебной группе напечатали в многотиражной газете БГУ «Знамя Октября», потом была корреспонденция о выставке художника Рашита Нурмухаметова с разбором его картины «Жертвы шариата».

Ваш взгляд на собственный творческий путь. Ваша основная тема.

Поскольку журналисты пишут историю современности, то и я занимаюсь тем же, в том числе в стихах и картинах. Хотя довольно часто обращаюсь к теме детства, к своим корням. Меня это необыкновенно волнует и согревает…

Что из написанного считаете наиболее удачным? Что – наименее? Почему?

Я много работал на выпуске газет – сначала в секретариате, потом главным редактором различных еженедельников. Приходилось больше редактировать, макетировать, верстать, но зато темы выбирал сам – многие годы вёл «Театральную гостиную», интервьюировал режиссёра Бориса Голубовского, актёра Георгия Буркова, композитора Евгения Догу, младшего сына Василия Блюхера, писал о строителях Нового Уренгоя… Бывали, естественно, и неудачи, связанные со спешкой, с «работой в номер».

Если говорить о научных и учебно-методических трудах, то, видимо, стоит назвать монографии и учебники, выпущенные ИД ВГУ, «Квартой», а также столичными издательствами  «Аспект-Пресс» и «Юрайт».

Из художественных книг выделю поэтический сборник «Тайный сад» и небольшую книгу прозы «Малыш и после…».

В какой степени события современной общественной жизни воздействуют на Ваше творчество, внутреннее состояние и социальное поведение? Какие из них считаете наиболее значительными? Состоите ли участником какого-либо движения, партии и т.д.?

Об этом я уже выше сказал. Добавлю лишь, что я человек общественный – в том смысле, что для меня понятия коллектива, дружбы, взаимовыручки очень многое значат. Да, все мы родом из детства, но я бы добавил ещё – из СССР. Как-то меня попросили написать об этом, и здесь позволю процитировать самого себя: «Люди обычно идеализируют время, выпавшее на детство-отрочество-юность. Это естественно, ведь даже ученые утверждают: все, что происходит в возрасте от 10 до 16 лет, подросток, а затем юноша воспринимает как нормальное (кстати, именно в этот период под воздействием таких факторов, как семья и среда, и формируется характер человека). А уж если в эти годы не случались какие-то катаклизмы, то человек тем более будет вспоминать их с ностальгией. Вот почему, несмотря на трудности, которые страна переживала в далекие пятидесятые, нам, родившимся тогда, просто грех жаловаться: отгремела война, страна не только успешно восстанавливала разрушенное хозяйство, но и активно осваивала космос, мирный атом. Все было на подъеме: образование, литература, кино, театр, и мы были свидетелями многих побед, которые каждого наполняли гордостью, а главное — желанием и самим быть лучшими в своей профессии».

Ваша оценка таких исторических вех, как революция, культ личности, Великая Отечественная война, “оттепель”, “перестройка”, распад СССР с точки зрения их влияния на судьбу страны, судьбу Вас и Ваших близких.

Сейчас подумал, что практически на всё перечисленное я откликнулся в стихах (назову ещё сборник «Час дождя»). Считаю, что – при всех ошибках и перекосах, при всей трагичности нашей современной истории – у страны отняли шанс продолжить уникальный эксперимент по созданию нового общества, нового человека.

История местной печати в контексте отечественной художественной культуры. Назовите наиболее значительные, на Ваш взгляд, периоды, явления, имена.

В 1998 году профессор Воронежского государственного университета Георгий Владимирович Антюхин, известный историк отечественной журналистики (его докторская диссертация, защищенная в 1980 г., называлась «Основные этапы истории и некоторые закономерности развития местной печати России XIX – начала XX веков: на материале Центрально-черноземного региона»), выступил с идеей организации Академии наук региональной печати России, главной задачей которой было создание многотомной истории местной журналистики. На мой взгляд, на сегодня история отечественной журналистики представлена лишь как история прессы двух столиц, что ограничивает, а главное обедняет панораму российского медиапространства. Вот мы и предложили сначала начать работу над энциклопедиями журналистики регионов. С 2013 г. Научная лаборатория региональной журналистики ВГУ издаёт тематические бюллетени, в 2022 г. вышел «Энциклопедический словарь» нашего факультета, в следующем году запланировано издание обзорных очерков истории журналистики областей Центральной и Черноземной России.

Наша журналистика была по-своему интересной на всех этапах своего развития, но как ни странно, сегодня наименее исследованы СМИ ХХ века. Может, ещё не пришло время глубокого и объективного взгляда на то, что ещё несёт отпечатки  субъективных политизированных подходов?

Ваше представление о будущем отечественной журналистики. С какими процессами Вы его связываете?

Если будем заботиться о будущем поколении, о его образованности, если будем заниматься и медиаобразованием, то качественная журналистика будет опять востребована. Это непростая комплексная просветительски-воспитательная задача, но если этим не заниматься, судьба журналистики как особого социального института, духовно-практической деятельности печальна.

Список Ваших книг и наиболее важных для Вас журнальных публикаций.

Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж: Кварта, 2001—320 с.

Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. — Воронеж: Воронежский университет, 2000. — 336 с.

Дизайн периодических изданий / Учебник. Санкт-Петербург, 2006. — 224 с.

Дневник редактора. Сборник статей. Воронеж, 2013. — 160 с.

Реклама в коммуникационном процессе. Воронеж: Кварта, 2003 —144 с.

Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж: Инфа, 1996. — 112 с.

Слово редактора: Сборник статей. Воронеж, 2009. — 180 с.

Техника и технология медиадизайна. Пресса. Москва, 2018.— 208 с.

Техника и технология СМИ. Бильдредактирование. Москва, 2019.— 182 с.

Уроки журналистики. Москва, 2019. — 105 с.

Основы моделирования в журналистике. Воронеж, 2020. — 163 с.