Жирков Геннадий Васильевич

Жирков Геннадий Васильевич

1. Фамилия, имя, отчество. Жирков Геннадий Васильевич

2. Дата и место рождения. 1936, 16 мая. Ленинград   

3. Членство в творческих Союзах (в каких, с какого года)? Союз журналистов СССР и его наследник – с апреля 1978 г. 

4. Какое образование Вы получили? Что предопределило выбор профессии? Журналистика – стремление к литературной работе

5. Наличие ученых степеней. Когда и где состоялись защиты Ваших кандидатской и докторской работ? Доктор филологических наук, 10.01.10 – Журналистика. Все защиты проходили в ЛГУ (СПбГУ). Кандидатской диссертацией руководила доцент Нина Гаврииловна Зорина. Тема докторской диссертации – «Становление и развитие советской крестьянской печати как одного из типов социалистической прессы. 1917-1927 гг.: Историко-типологический аспект» (1988 .). Ученое звание профессор – с 1989 г.

6. Какие события Вашей жизни Вы считаете важными? Перестройка – она дала мне возможность свободно заниматься научными исследованиями и вести педагогическую деятельность; 25-летнее заведование кафедрой истории журналистики СПбГУ (1984-2010), а также руководство с 1995 г. по 2008 г. диссертационными советами по защите диссертаций  на соискание ученой степени доктора наук в СПбГУ по специальности 10.01.10 – журналистика Д 063. 57 54 (филологические науки) и Д. 212. 232.17 (филологические и политические науки); написание истории журналистики России первой половины XX в.

7. Кто оказал влияние на формирование Вашего мироощущения? Ваши пристрастия и антипатии в журналистике. Художественная литература – как русская, так мировая вообще. Толчок же был задан появившимся в 1946 г. в коммунальной квартире, где мы жили, раненым и мобилизованным солдатом Борисом Федоровичем Зариным – потомком славной семьи Зариных. Смотрите 2-ой том «Русские писатели 1800-1917. Биогр. словарь» (М., 1992) — ценное изделие Пушкинского Дома: там представлены дед, бабка, отец и дядя Бэфа, как мы его звали, — Зарины). Никаких антипатий к журналистике у меня нет: она такая, какое общество – плоть от плоти его. Важен сам ее текст, подвергающийся сейчас экспансии картинки (не образа). Он несет потери в мысли, аналитике и логике. Думаю – временно. Журналистика для меня – окно в мир, собеседник и показатель человеческих чувств, иллюзий, психологии. Ее история – спрессованное время человеческого бытия, его движения и топтания на месте, его мелких радостей и больших трагедий, его пещерности и цивилизованности. Современная интернизированная, глобализированная журналистика и вмещает в себе все это. Она в периоде топтания, освоения представившихся возможностей на пути к движению.

8. Где и когда была Ваша первая публикация в печати? Что это было за издание? Во времена — учебы в школе выпускал юмористическую газету «Шоколадный ряд»; — службы в рядах Советской армии опубликовал пару заметок в военной газете Группы войск в Германии.

9. Ваш взгляд на собственный творческий путь. Ваша основная тема. Основой моего творческого пути стала научная работа по истории журналистики России. Сделано много — разно темно и разно фигурно: от Петра Великого до Иосифа Сталина, от Федора Тютчева и Льва Толстого, Иоанна Кронштадтского до публицистов Великой Отечественной.

10. Что из написанного считаете наиболее удачным? Что – наименее? Почему? Дипломное сочинение, посвященное блокадной журналистике Ленинграда; цикл статей о Ф.И. Тютчеве – поэте, государственном деятеле и цензоре высшей квалификации; книги «История цензуры в России XIX-XX вв.», «Се человек… Публицистическое слово Л.Н. Толстого к человеку и человечеству», «Журналистика периода великого эксперимента: нэп (1921-1927)».

11. В какой степени события современной общественной жизни воздействуют на Ваше творчество, внутреннее состояние и социальное поведение? Какие из них считаете наиболее значительными? Состоите ли участником какого-либо движения, партии и т.д.? Поскольку как-то сверху было указано – педагоги вузов не должны быть партийными проповедниками, с того времени, да и по возрасту — не участвую и не состою.

12. Ваша оценка таких исторических вех, как революция, культ личности, Великая Отечественная война, “оттепель”, “перестройка”, распад СССР с точки зрения их влияния на судьбу страны, судьбу Вас и Ваших близких. Позитивно объективная. Она отражена в моих книгах и статьях. Исключение составляет – распад СССР – событие трагическое и негативное.

13. История местной печати в контексте отечественной художественной культуры. Назовите наиболее значительные, на Ваш взгляд, периоды, явления, имена. Региональная (провинциальная, местная) журналистика всегда была крайне важна: она питала Центр новыми литературными, политическими, культурными силами, идеями, открытиями. Она делала общий информационный процесс многоцветным. Как ни странно я бы особо выделил в истории региональной журналистики роль императора Николая I и особо – советский период, когда шло ее настоящее становление. В современных условиях эта журналистика, сохранившая в известной степени свой естественный центризм, во многом потерянный Центром, имеет еще большее значение.

14. Ваше представление о будущем отечественной журналистики. С какими процессами Вы его связываете? Процесс интернетизации журналистики будет совершенствоваться и созревать: Управление обществом в условиях глобализации информационного процесса по идее должно найти некое равновесие в решении проблем свободы слова и свободы рынка, центризма и демократизма; вспомнить на деле традиции русской журналистики – ее управленческий смысл (не четвертую власть), ее духовность, позитивное моделирование ее контента, т.е. журналистика должна снова стать журналистикой, а не придатком рынка.Революционный процесс в области формата журналистики естественно все больше будет синтезировать базовые возможности и ценности информационного процесса, проявлявшиеся с его истоков: слова и изображения, света и цвета, звука, мысли и образа и т.д. Здесь возникает сомнение: сможет ли человечество поставить ценности информационного процесса не на манипулирование человеком, а на его нравственное, духовное воспитание и совершенствование.                                                       

15. Список Ваших книг и наиболее важных для Вас журнальных публикаций:

История цензуры в России XIX-XX вв. М., 2001.

Эпоха Петра Великого: основание русской журналистики. СПб., 2003.

Между двух войн: Журналистика русского зарубежья (1920 – 1940 годы). СПб., 1998.

Л. Н. Толстой и цензура. СПб., 2009.

Журналистика: исторические этюды и портреты. СПб.: Роза мира, 2007.

Журналистская наука: испытание идеологией и политикой // Фещенко Л. Г. Библиографический указатель диссертаций по журналистике: 1990 – 2008 /науч. ред. Г. В. Жирков. – СПб.: Роза мира, 2010. С. 6 – 23.

Союз теории и истории журналистики – основное условие качественного знания // Теория журналистики: Статус научных и учебных дисциплин. СПб., 2010. С. 56 – 74.

Золотой век журналистики России: история русской журналистики 1900 – 1914. Учебное пособие / Г. В. Жирков. СПб.: 2011.

Одухотворенное слово: журналистика Великой Отечественной войны. Учебное пособие по Истории русской журналистики 1939 – 1945 годов.  СПб.: ВШЖМК, 2014. 

 Журналистика России: от золотого века до трагедии. 1900 – 1918 гг.: Ижевск: Изд-во «Удмурт. ун-т», 2015.

Журналистика сталинской эпохи: 1928 – 1950-е годы. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.

Се человек… Публицистическое слово Л.Н. Толстого к человеку и человечеству. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2019.

Журналистика периода великого эксперимента: нэп (1921-1927). — М.: ФЛИНТА: Наука, 2021.

История русской журналистики первой половины XX века: 1920-1950-е гг. Учебник. М.: ФЛИНТА, 2022.