Олешко Владимир Федорович

Олешко Владимир Федорович

Планируется выпуск двух изданий: сборника статей всех действительных членов АН РПР и биобиблиографического справочника АН РПР, для которого разработана анкета. Публикуем первые ответы, присланные из Екатеринбурга.

  1. Фамилия, имя, отчество.

Олешко Владимир Федорович.

  1. Дата и место рождения.

24 июня 1955 года, село Долгодеревенское Сосновского района Челябинской области.

  1. Членство в творческих Союзах (в каких, с какого года)?

Член Союза журналистов России с 1984 года.

  1. Какое образование Вы получили? Что предопределило выбор профессии?

Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького в 1981 году. Выбор профессии предопределила случайность: готовился поступать в политехнический институт, но в молодёжной газете прочитал заметку о занятиях в школе юного журналиста. Приехал (за 100 километров от своего села в Челябинск), понял, что «не боги горшки обжигают». Затем стал сотрудничать с «районкой», а во время срочной службы в армии лишь укрепился в своём выборе профессии… 

  1. Наличие ученых степеней. Когда и где состоялись защиты Ваших кандидатской и докторской работ? Какова была тема? Кто был научным руководителем кандидатской?

Доктор философских наук, профессор. До 33 лет работал в редакциях СМИ, но убедили поступить в аспирантуру. Кандидатскую диссертацию по специальности 10.01.10 – Журналистика на тему «Тенденции развития молодежной печати Урала второй половины 80-х годов» защищал в МГУ имени М.В. Ломоносова в 1992 году. Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор УрГУ Валентин Андреевич Шандра. Докторскую диссертацию по специальности 23.00.03 – Политическая культура и идеология защитил в Уральском государственном университете имени А.М. Горького без консультантов, в 1998 году. Тема работы – «Моделирование массово-коммуникационной деятельности».     

  1. Какие события Вашей жизни Вы считаете важными?

Самыми важными событиями в жизни считаю воспитание в семье, где ежедневный сельский труд приучил к самостоятельности, службу в армии, где прошел хорошую школу коммуницирования и коллективной ответственности, а также время работы в практической журналистике – здесь познал, что такое творчество и радость от истинного творчества.   

  1. Кто оказал влияние на формирование Вашего мироощущения? Ваши пристрастия и антипатии в журналистике.

У меня были хорошие учителя из самых разных сфер. В школе открыл глаза на «некнижную» историю, научил думать не по принятым тогда стандартам ветеран Великой Отечественной Иван Дмитриевич Любуткин; музыку познал благодаря аккордеонисту Валерию Цехановичу; в армии много философствовали с моим другом Юрой Крапивиным из Ставрополя (он для нас в 18 лет казался стариком в свои 27). В молодёжной газете «На смену!» многому научился у Ивана Васильевича Малахеева, в университете – у Валентина Андреевича Шандры и Бориса Николаевича Лозовского. «Научился» – в смысле понимал прежде всего их логику взаимоотношения с людьми, а значит и формировал таким образом своё мироощущение как профессионала. В журналистике отдельных кумиров никогда не было, но я всегда выделял тех, кто привносил что-то новое в медийную деятельность. Это, конечно же, Валерий Аграновский, Анатолий Рубинов, Владимир Молчанов, «взглядовцы», многие другие современные уже коллеги из медиа цифровой эпохи.

  1. Где и когда была Ваша первая публикация в печати? Что это было за издание?

Первая публикация вышла в районной газете «Красное знамя» (знаменитый чугунным литьем город Касли Челябинской области). Заголовок у отчёта был пафосный «Путешествие на тракторный». Съездили классом на экскурсию на ЧТЗ, вот я и живописал всё это как мог. Но слог был бойкий, как я сейчас понимаю, нешаблонным текст получился. Его без единой правки и опубликовали. Я читал и не верил, что так бывает: думал поначалу, что ценность как раз в стандартных фразах – ждал переделок…  

  1. Ваш взгляд на собственный творческий путь. Ваша основная тема.

 «Творческий путь» – это громко сказано. Канва, да. Я был и остаюсь, как мне кажется, неплохим очеркистом. Много публикаций в журналах и книгах о людях необычной судьбы. К примеру, очерк «Шукшинские чудики: 20 лет спустя» дорог тем, что получил в свое время много откликов от алтайских земляков Василия Макаровича. В 2022 году в книге о сталинских репрессиях рассказал о судьбе «свердловских учителей-поджигателей». Как видите, в центре журналистских размышлений тогда и сегодня – судьба человека или его прямое, а чаще косвенное влияние на судьбы других людей. В редакциях, где я работал, проблема была одна – эти очерки всегда были объёмными. Приходилось сокращать. Но нет худа без добра – полные варианты с удовольствием принимали и печатали журналы. В 1988 году местный Союз писателей посылал меня даже на Всесоюзное совещание в Пицунду. Там агитировали бросить всё, и заняться писательским творчеством. Но я в итоге выбрал науку.    

  1. Что из написанного считаете наиболее удачным? Что – наименее? Почему?

Мне кажется, что на эти вопросы анкеты должны были бы ответить мои читатели. Те публикации, за которые в письмах хвалили или ругали, чаще всего уже в прошлом. Но некоторые аукаются до сих пор. Так, например, было с очерком о репрессиях. Первая редакция вышла почти 20 лет назад, но в дополненной я как раз обратился к откликам на ту публикацию. В нашей области я одним из первых написал о парне, погибшем в Афганистане. Долго пробивал очерк через цензуру, поскольку в 1985 году даже на памятниках кладбищенских разрешено было писать «погиб, исполняя интернациональный долг». Не считаю удачными зарисовки о разного рода делегатах съездов и конференций. В редакциях просто заставляли о них писать. Но и здесь я иногда вырывался из очерченных идеологических догм. Так я познакомился с самым молодым народным депутатом СССР сталеваром Андреем Трубиным. Очерк о нём получился «настоящим», поскольку это был настоящий лидер, я бы даже сказал – кумир рабочей молодёжи Нижнего Тагила.     

  1. В какой степени события современной общественной жизни воздействуют на Ваше творчество, внутреннее состояние и социальное поведение? Какие из них считаете наиболее значительными? Состоите ли участником какого-либо движения, партии и т.д.?

В партиях не состою. Мечтаю, что профессорские собрания в России станут когда-нибудь значимой управленческой единицей. Не диктующей нечто, а остро чувствующей морально-этические нужды нашего общества. Интернет и цифровые технологии создают у многих людей ощущение, что они включены в общественную жизнь, или, по крайней мере, знают всё о происходящем. Это далеко не так. Фейковая информация стала нормой, а манипулятивные технологии – самыми действенными для формирования поведенческих реакций у большинства представителей массовой аудитории. Этому нужно противостоять на уровне привлечения в образовательные учреждения лучших сынов и дочерей Отечества (простите за пафос – накипело!). А профессорские собрания, в целом сообщества интеллектуальной элиты должны обладать возможностью влиять на эффективность деятельности различных политических и экономических институтов. Иначе мы, используя лишь пропаганду как фактор противостояния негативным тенденциям, потеряем молодое поколение, с гордостью заявляющее: «Газеты не читаем, телевизор не смотрим, наши учителя – мессенджеры».     

  1. Ваша оценка таких исторических вех, как революция, культ личности, Великая Отечественная война, “оттепель”, “перестройка”, распад СССР с точки зрения их влияния на судьбу страны, судьбу Вас и Ваших близких.

Я в свое время писал текст для рубрики одной из газет «100 строк о столетии Великой Октябрьской революции». Там сказал, что без революции мой отец, полный сирота с украинского хутора (отец погиб в Первую мировую, мать умерла от голода в 1921 году), никогда не получил бы высшее, да и любое другое образование. Культ личности – это каток, которым прошелся он по генофонду России, здесь обсуждать нечего. Великая Отечественная война – это пример сплоченности нации. А «оттепель» и «перестройка» – варианты дозированной демократии. Так не должно быть. Когда начинают буквально молиться на Хрущёва, Горбачёва, любого другого лидера, значит не надеются на то, что в демократических институтах именуется коллективным разумом. Не болтовня, а ответственность за принятые решения – вот что должно быть нормой демократии. Сожалею, что моя юность пришлась на годы «застоя» и «перестройки». Имитация демократии верхами мешала в том числе и полной самореализации многих из нас. Моя первая монография о молодёжи имела название «Заложники гласности». Интуитивно я чувствовал, что в идее перестройки есть некая ущербность, особенно в отношении молодёжи, которой разрешили самореализоваться в субкультурах (фильм «Легко ли быть молодым?»), но которую не допустили в основной массе к экономике и политике. Единицы нажились, народные достояния разделили, а общество дифференцировалось на миллиардеров и…остальных.  

  1. История местной печати в контексте отечественной художественной культуры. Назовите наиболее значительные, на Ваш взгляд, периоды, явления, имена.

Местная печать сегодня сплошь цифровая. Многие традиции смыслотворчества потеряны или сохранены лишь в текстах газетно-журнальных архивов. Начальный период «перестройки» с гигантскими тиражами печатных изданий и интересом всех групп аудитории к ним, а также желание общества изменить рутинную идеологию – предопределили появление ярких медийных личностей. В стране на острие внимания были, конечно, «Московские новости», «Московский комсомолец», по-новому освещавший спорт «Спорт-Экспресс». В Свердловской области молодёжная газета «На смену!», где я работал до 1990 года, с тиражом 265 тысяч экземпляров распространялась тогда по подписке по всему Советскому Союзу. Там впервые в СССР была опубликована полная версия пресс-конференции первого секретаря обкома КПСС Бориса Ельцина, там ему дали публичное слово после отставки с должности секретаря ЦК КПСС… Сегодня эта газета, как и в целом молодёжная печать, уничтожена. Мавр сделал своё дело, и он больше не нужен. К сожалению, ушло (и не только из журналистики, но чаще всего из жизни) поколение журналистов – флагманов перестройки и обновления российского общества. Чаще всего после закрытия СМИ коллеги влачили по-настоящему бедственное положение: пиаровской и откровенно рекламно-прислужнической работой большинство из них брезговало, а журналистские тексты в привычном виде новым владельцам немногих массмедиа были уже не нужны.

  1. Ваше представление о будущем отечественной журналистики. С какими процессами Вы его связываете?

Хотим мы того или не хотим, но будущее журналистики за цифровой журналистикой, в том числе с использованием сквозных технологий. Но, если российское общество не хочет уподобляться манкуртам (читайте Чингиза Айтматова) и жить только сиюминутными интересами, необходимо развивать направление, которое я выше именовал смыслотворческой деятельностью журналистов. Не может человек интеллектуально развиваться, не имея привычки осваивать тексты аналитических и художественно-публицистических жанров. Да – с применением цифровых возможностей текстотворчества, да – с трансляцией на айфоны как основные носители (пример проект «1968»), да – с использованием принципиально иных вариантов диалоговых отношений с аудиторией. Но именно текстотворчества и тексто-со-творчества!  

  1. Список Ваших книг и наиболее важных для Вас журнальных публикаций:

— Олешко В.Ф. Коелга, Тюбук, Нью-Йорк: далее везде: книга очерков. Екатеринбург: Издательский Дом «Филантроп», 2005. 208 стр.

— Олешко В.Ф. Психология журналистики: учебное пособие. Москва: КНОРУС; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020.  476 с.

— Олешко В.Ф. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти / В.Ф. Олешко, Е.В. Олешко : монография. Санкт-Петербург: Изд-во «Алетейя»; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. 470 с.

— Олешко В.Ф. Дело № 3095 (историческое расследование) // Книга памяти: Екатеринбург репрессированный. 1917 — сер. 1980-х гг.: Часть II. Судьбы жертв политических репрессий (воспоминания, статьи, очерки).  Екатеринбург: Издательские решения, 2021. 260 с. С. 90-116.

— Vladimir Oleshko and Evgeniy Oleshko (2022) Problems of Digitisation of Communicative and Cultural Memory in a Multi-Ethnic Region of Russia. Studies in Contemporary Journalism and Communication in Russia’s Provinces. Edited by Greg Simons and Anna Sumskaya. Routledge Taylor & Francis Group. London and New York. 230 p. DOI: 10.4324/9781003266112           Pp. 172–189.

— Олешко В.Ф. Коммуникативные ресурсы института чтения в цифровую эпоху / В.Ф. Олешко, Е.В. Олешко// Журнал Белорусского государственного университета. Серия Журналистика. Педагогика. 2020. № 2. С. 70-78.

— Oleshko, V., Simons, G., Muhin, M. & Sumskaya, A. The concept of interdisciplinary research on intergenerational transmission of communicative and cultural memory. World of Media (2021). Journal of Russian Media and Journalism Studies 1. DOI: 10.30547/worldofmedia.1.2021. Pp. 64-91.

– Олешко В.Ф. Имидж политика в фокусе внимания массмедиа цифровой эпохи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Филология. Журналистика.  2021. № 2 (апрель-июнь). С. 109-113.

— Олешко В.Ф. Проблема дегероизации образа террориста в публикациях массмедиа / В.Ф. Олешко, Е.В. Олешко, И.Е. Шестак // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. T. 10, № 3. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).450-468 С. 450–468.

— Олешко В.Ф. Проблема самоидентификации студентов-журналистов цифровой эпохи / В.Ф. Олешко, Е.В. Олешко, О.С. Мухина // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 4. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2021.135157 С. 135–157.

— Олешко В.Ф. Пропагандистский дискурс современного телевидения / В.Ф. Олешко, И.И. Шурко// Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28. № 1.

DOI 10.15826/izv1.2021.28.1.001 С. 5–15.

— Олешко В.Ф. Журналистика периода COVID-19: актуальные вызовы, пути трансформации / В.Ф. Олешко, О.С. Мухина // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 6: Журналистика. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-6-30-39 С. 30–39.

— Олешко В.Ф. Формирование цельной медиаличности будущего журналиста в региональном вузе в условиях цифровизации СМИ / В.Ф. Олешко, В.В. Гаврилов // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10401. С. 6–12.

— Олешко В.Ф. Сквозные цифровые технологии: диапазон возможностей современных массмедиа / В.Ф. Олешко, Е.В. Олешко // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11, № 3.  DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(3).564-585. С. 564–585.