Бик-Булатов Айрат Шамилевич

Бик-Булатов Айрат Шамилевич

  1. Фамилия, имя, отчество.

Бик-Булатов Айрат Шамилевич

  1. Дата и место рождения.

17 июня1980 г.

  1. Членство в творческих Союзах (в каких, с какого года)

Союз журналистов Республики Татарстан; Союз журналистов России (с 2006 г.).

Союз писателей Республики Татарстан (с 2009 г.)

  1. Какое образование Вы получили? Что предопределило выбор профессии?

Высшее, по специальности «Журналистика» в Казанском государственном университете (год окончания вуза: 2002 г.). Желание развиваться и попробовать себя сразу во многих сферах, журналистика позволяет входить во многие тематические и предметные области. Осознание гражданской, общественной миссии журналистики пришло уже позже, и стало неотъемлемой частью моего профессионального самоощущения как журналиста.

  1. Наличие ученых степеней. Когда и где состоялись защиты Ваших кандидатской и докторской работ? Какова была тема? Кто был научным руководителем кандидатской?

Кандидат филологических наук по специальности 10.01.10 – журналистика; доктор филологических наук по специальности 5.9.9 – медиакоммуникации и журналистика.  Защита кандидатской диссертации состоялась 16 июня 2005 г. в диссертационном совете Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина. Тема диссертации «Общественно-политический нигилизм в русской журналистике и публицистике второй половины XIX века (1860-е годы)». Научный руководитель: к.ф.н., доц. Туманов Дмитрий Валериевич. Защита докторской диссертации состоялась 23 декабря 2023 г. в диссертационном совете при Воронежском государственном университете. Тема диссертации: «Казанская журналистика периода Российской Империи: закономерности и особенности развития». Научный консультант: д.ф.н., проф. Громова Людмила Петровна.

  1. Какие события Вашей жизни Вы считаете важными?

Поступление в 1995 г. Академический колледж при Казанском государственном университете, в то время инновационную школу, с новаторскими подходами в образовании, способствовавшую появлению моих первых публикаций в прессе; выходу первых книг стихотворений; первым образовательным выездам заграницу в школьном возрасте; участию в ток-шоу по проблемам образования на федеральном российском телевидении (программа «Национальный интерес»).

Поступление в 1997 году на факультет журналистики, социологии и психологии (отделение журналистики) Казанского государственного университета.

В том же году, в 17 лет впервые попал в штат издания – татарского журнала для подростков «Ялкын» («Пламя»), ставшего первой школой журналистики, был в нем редактором отдела, вел вкладыш к журналу, работавший на двух языках – русском и татарском, руководил детской редколлегией. В общей сложности, проработал 10 лет.

2003 г. – первый сольный концерт в качестве поэта, прошедший в казанском музее А. М. Горького. Публичная карьера поэта в Казани развивалась потом очень интенсивно и масштабно, был руководителем поэтических студий, театра поэзии, выступал со стихами и поэмами в разных городах России и Европы, имею определенную известность в поэтических кругах России. В Казани, в настоящий момент более 170 мест, где в разные годы и часто не единожды проходили мои поэтические выступления.

2005 г. – защита кандидатской диссертацией.

2007 г. – начало работы на телевидении, в службе национального вещания ТВ на ГТРК «Татарстан» (филиал «Россия-1» в Татарстане). Проработал до 2017 г. При этом основным местом работы всегда оставался Казанский университет. Первая преподавательская должность – ассистент, с 2004 г.

2013-2023 гг. – в разные годы были получены престижные награды, охватывающие все ключевые стороны моей деятельности:

2013: премия «Хрустальное перо» союза журналистов Республики Татарстан в номинации «Имя в журналистике».

2019: литературная премия им. А. М. Горького Союза писателей РТ и Министерства культуры РТ.

2021: всероссийская премия «Я в этом мире боец» им. В. Г. Белинского за выдающиеся достижения в театральной критике.

2021: международная «Невская премия» Санкт-Петербургского государственного университета за исследования в области журналистики и медиакомуникаций (номинация «Теория»).

2021: премия «Культурное перо» Министерства культуры РТ в номинации «Культурный блогер».

2023: Республиканская литературная премия им. Г. Р. Державина

2023: премии Национальной ассоциации Масс-медиа исследователей (НАММИ) по итогам 2023 года в номинации «Лучшая диссертация».

2017 г. – начало исследований по истории казанской журналистики до 1917 г.

2023 г. – защита докторской диссертации.

  1. Кто оказал влияние на формирование Вашего мироощущения? Ваши пристрастия и антипатии в журналистике.

В журналистике, в основном это журналисты прошлого, поскольку главное и любимое мое направление – это история журналистики. Конечно же, назвал бы Антона Павловича Чехова и его «Остров Сахалин»; портретные фельетоны Власа Дорошевича, репортера Гиляровского, из еще более ранних времен – Николая Новикова, из татарской журналистики и литературы – Гаяза Исхаки (до октября 1917 г.). Из более менее современной российской – Инна Павловна Руденко. Назову еще французского фотографа, мэтра фоторепортажа Анри-Картье Брессона. 

  1. Где и когда была Ваша первая публикация в печати? Что это было за издание?

Газета Академического колледжа при КГУ «Приколл» (имеется в виду аббревиатура: ПРИ КОЛЛедже), несмотря на то, что это формально: школьная газета, она имела лицензию от татарстанского Министерства информации и печати, и продавалась в городских киосках. Печатался с 15 лет. Сперва выходили стихи, а потом – и статьи по школьным проблемам. Через полгода, уже в большой казанской газете «Молодежь Татарстана» вышла моя заметка «Почему я не хочу жить в Америке», куда вошли мои воспоминания о посещении США в рамках программы школьного обмена.  

  1. Ваш взгляд на собственный творческий путь. Ваша основная тема.

Ответ стоит разбить на две части: первая – что касается меня, как журналиста-практика, а вторая – меня-ученого.

(а) Я – журналист-практик: из моих основных тем: портрет, личность, современный герой. Один из излюбленных жанров – портретный очерк. Также я много пишу театральных рецензий, путевых очерков. Долгое время одной из ведущих тем в моей публицистике была тема образования и школы. Сейчас наибольшее число публикаций у меня так или иначе касается культурной проблематики.

(б) Я – журналист-ученый: конечно, основное мое направление – это история журналистики; долгое время главным полем моего исследования был поиск более современного, адекватного эпохе и нынешней научной парадигме способа упаковки истории журналистики России в учебные программы, пособия; поиск способа изложения истории прессы как процесса, показа истории как системы взаимодействия разных сил, а не только как совокупности изданий, рассматриваемых каждая в отдельности. Мною был предложен в этой связи ряд идей: 1. Применение дискурсного подхода в историко-журналистских исследованиях. В этом ключе я написал и издал как минимум две монографии. 2. Выпуск наряду с академическими, научно-популярных форматов книг, например, мною была издана монография под названием: «История отечественной журналистики: книга-блог» и др.

           С конца 2017 г. я начал разрабатывать новое для себя научное направление: историю казанской журналистики, к 2020 г. оно стало ведущим в моей научной деятельности. В ней также нашли отражение некоторые принципы, которые я выработал как журналист-практик, например, внимание к личностям. Одно из направлений моего исследования – возвращение потерянных имен в истории казанской журналистики.

И в целом, принцип гуманизма и человекоцентричности – один из ведущих в моей деятельности, он также поставлен в основание Казанской научной школы журналистики, окончательное обоснование и оформление которой мы с коллегами предприняли на рубеже 2010-2020-х гг. 

  1. Что из написанного считаете наиболее удачным? Что – наименее? Почему?

На настоящий момент, конечно, наиболее удачной следует признать мою докторскую диссертацию по истории казанской журналистики, получившую аж три награды – как со стороны исследователей и теоретиков журнализма, так и со стороны широкой общественности (Невская премия, премия им. Г. Р. Державина, премия гильдии НАММИ).

Неудачи чаще всего касались не именно авторства, а скорее маркетинга: не все работы были доведены до конца, и были изданы. Что-то осталось «в столе», что-то – на уровне замысла. Из работ, получивших не совсем однозначную оценку у критиков – мой труд «Образы духовенства в русской журналистике и публицистике второй половине XIX века» (издательство «Дмитрий Буланин», 2017 г.), однако, я доказал, что автор, написавший статью против этой работы – видимо, если и знакомился с ней, то поверхностно, ибо предъявил такие претензии, которые опровергаются самой работой. Я делал подробный доклад с ответом на все замечания и, в свою очередь, с обличением этого критика (не буду даже называть фамилию, и делать ему дополнительную рекламу), доказав, что он не познакомился в полной мере с моим трудом, – на конференции в Санкт-Петербурге.

И статью моего оппонента, и мой ответ можно найти в сети, либо справится об этом у меня. В целом, я не считаю и эту свою работу («Образы духовенства…») неудачной, и готов отстаивать принципы, в ней заявленные и подходы, которые я применял.   

  1. В какой степени события современной общественной жизни воздействуют на Ваше творчество, внутреннее состояние и социальное поведение? Какие из них считаете наиболее значительными? Состоите ли участником какого-либо движения, партии и т.д.?

В партиях и движениях не состою. Разумеется, события современной общественной жизни сильно воздействуют на меня, как уже было сказано, главный принцип, которого я придерживаюсь в своей деятельности – принцип гуманизма, с этих позиций мною оцениваются и многие современные события, и реакция на эти события у меня соответствующая.

  1. Ваша оценка таких исторических вех, как революция, культ личности, Великая Отечественная война, “оттепель”, “перестройка”, распад СССР с точки зрения их влияния на судьбу страны, судьбу Вас и Ваших близких.

«Культ личности» я оцениваю однозначно плохо, при культе одной личности, очень часто дезавуируются, уничтожаются права и самостоятельность мышления и деятельности многих личностей, составляющих общество и народ, это парализует народные силы и дух народа.

Великая Отечественная война – конечно, несет в себе сейчас очень много смыслов. Во-первых, это великий подвиг нашего народа (народа Советского Союза, состоявшего из людей разных национальностей, разных культур), подвиг, стоивший ему очень дорого – много жертв, много потерь, человеческих, природных, культурных… Подвиг – с одной стороны, это то, что сплотило нас, заново собрало, как единую нацию; но с другой стороны – мы всегда должны помнить о цене, которую пришлось заплатить за эту Победу; помнить, что любая война – это, прежде всего, ужас и трагедия!

В «Оттепели» и в «Перестройке» есть и хорошие и плохие черты. Мне особенно дорого то, что в эти периоды повышается внимание к личности, личность получает возможность проявить себя, все лучшие свои силы направить на служение гражданскому обществу. В эти периоды – самостоятельность, инициативность не загоняются под спуд, а находят такие выходы, благодаря которым происходили позитивные изменения, которые потом ощущались многими. Вообще, человекоцентричность, о которой я говорил выше, сильнее и лучше всего в нашей стране реализовывалась именно в эти периоды.

Но, конечно, были и те, кто пускал эти возможности проявления самостоятельности во зло, кто извращал самые принципы свободы. Сказывалась и неопытность, иногда наивность советского общества, неготовность к демократизации. Относительно перестройки – больше всего вопросов вызывают экономические последствия этого периода. Ясно теперь, что недостаточно просто объявить демократизацию. Этот процесс должен быть глубоко отрефлексирован, продуман, и свободен от шапокзакидательства по отношению к предыдущему опыту и политическому строю. Ученые и специалисты самых разных областей знаний должны подключиться к грамотно организованной дискуссии в виде конференции с оговоренными полномочиями.

При этом сам курс на гласность, на возможности личности проявить себя – я считаю, необходим, но нужно учесть все ошибки и трудности, с которыми мы столкнулись на этом пути раньше. Одним из событий, подтвердивших неудачу подобной рефлексии в прошлом, либо то, что вовсе она не была проведена – конечно, можно считать распад СССР. Вообще, для меня слово «распад» не ассоциируется с достижением, напротив, с некоторым провалом в политике, в дискуссиях, в диалоге. Последнее – важно именно для нас, журналистов, мы должны способствовать правильной организации этого диалога.      

  1. История местной печати в контексте отечественной художественной культуры. Назовите наиболее значительные, на Ваш взгляд, периоды, явления, имена.

Период: с конца 1860-х годов, наиболее выраженно: 1870-е годы, когда впервые произошла глубокая рефлексия о значении провинциальной прессы как будильника местного общества, и главной движущей силы для формирования этого общества в провинциях, Г. Н. Потанин даже озвучил тезис, что для провинции сейчас «газета – важнее университета». У российской провинции появилась своя повестка, и осознание самой себя как общественной и культурной силы с самостоятельными задачами, при этом соотнесёнными с общероссийской повесткой и ощущениям себя как гражданами единого российского государства; членами российской нации. Наиболее значимые имена: упомянутый мной Г. Н. Потанин, его ближайший соратник Н. М. Ядринцев, также: А. С. Гацисский, В. Г. Короленко, из казанцев: П. А. Пономарев, К. Ф. Фукс (он – из эпохи первой половины XIX века, единственный из списка, который я привожу), Н. П. Загоскин; из татар: Габдулла Тукай, Гаяз Исхаки, из предтеч журналистики: имам Шигабутдин Марджани. Что же касается, не общественной деятельности, а именно художественной, то, конечно, провинциальная пресса стала плацдармом для многих местных писателей и поэтов, явилась часто единственным источникам о местной музыкальной, театральной жизни; здесь также формировались театральные, музыкальные, литературные критики. Татарская пресса Казани, ко всему прочему, стала площадкой, где вырабатывался (в дискуссиях между разными изданиями) единый татарский литературный язык, ранее – у каждой газеты или журнала был свой язык, с преобладанием либо арабских, либо персидских, либо турецких изданий, а также была в ходу концепция создания не татарского, а единого общетюркского языка для многих народов, которую продвигал крымскотатарский издатель и журналист Исмагил  Гаспринский, издатель с 1883 г. газеты «Терджиман» (Переводчик), долгое время имевшей монопольное положение на поле российской прессы тюркоязычных народов, находившемся в зачаточном состоянии (например, первая татарская газета увидела свет только в 1905 г.). Самое широкое культурное значение прессы в российской провинции, поистине, сложно переоценить.  

  1. Ваше представление о будущем отечественной журналистики. С какими процессами Вы его связываете?

Мне хочется, чтобы главным трендом, который задаст вектор трансформации отечественной журналистики в будущем, стала гуманизация, и на это я хотел бы направить свои силы. Но понятно, что на первые роли могут выдвигаться и совсем другие тенденции. Всем очевидно, что влияние будут оказывать новейшие технологии, в том числе такие, какие нам отсюда пока что сложно представить; использование камер со съёмкой на 360º; искусственный интеллект в журналистике; соотношение социальных сетей и журналистики – эти и другие темы универсальны и являются вызовами не только для российской, но и для журналистики любых стран на современном этапе. Мне кажется, что сильной стороной именно русской журналистики было внимание к человеку, сострадание. Очень важно это не растерять, не подмять эту традицию, не забыть ее, а, напротив, проводить в жизнь, в новых условиях, в новых реалиях, технических, политических, и каких бы то ни было.

  1. Список Ваших книг и наиболее важных для Вас журнальных публикаций.

Я являюсь автором более 40 книг, включая художественные (стихи, поэмы, публицистика), научные (монографии, учебные пособия) и научно-популярные, автором более сотни научных публикаций в журналах, из которых около 20 – в журналах, рецензируемых ВАК, две – входящие в базу Scopus, являюсь автором сотен материалов в прессе (во всех видах: газеты, журналы, онлайн-СМИ, имел авторскую программу на радио, создавал авторский цикл телевизионных фильмов и др.). Из моих научных публикаций, для сайта приведу четыре мои монографии, одну концептуальную статью, и одну научно-популярную книжку.

  1. Бик-Булатов А.Ш. История отечественной публицистики XIX – XX веков: дискурсы нигилизма. Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. 292 с.
  2. Бик-Булатов А.Ш. Образы и типы православного духовенства в русской журналистике XIX – начала XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2018. 304 с.
  3. Бик-Булатов А.Ш. Очерки истории казанской журналистики 1811 – 1918. Вып. 1. Чебоксары: free poetry, 2020. 242 с.
  4. Бик-Булатов А.Ш. Очерки истории казанской журналистики 1758 – 1918. Вып. 2. Казань: Издательский дом Маковского, 2021.978 с.
  5. Бик-Булатов А.Ш. Концептуализация истории отечественной журналистики на современном этапе (методологический аспект) // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154, № 6С. 169-179 с.
  6. Бик-Булатов А.Ш. История Отечественной журналистики. Книга-блог. Казань: Free poetry, 2017. 168 с.